вторник, 17 июля 2018 г.

22 признака успешного прикорма




Девочки, вы часто просите написать статью на тему «Сколько должен съедать малыш. Подробная инструкция в граммах по возрастам и продуктам». И я понимаю, почему. Есть непреодолимое мамское такое желание знать, оно выжжено в нашем мозге с первобытных времен, «сколько вешать в граммах». Чтобы уж точно не ошибиться, не дай Бог его недокормить или перекормить. Ах да, второй по популярности запрос – написать про «правильные прибавки» 😉.

Но правда в том, и я не устану повторять, что числовые значения «сколько должен съесть» и «сколько должен набрать» - это пережиток советских книжек. Взращивание человеческого организма не похоже на рецепт выпечки шарлотки. Нельзя «загрузить» в него пару яиц, килограмм яблок, стакан муки и два стакана кефира и знать, что на выходе тебя ожидает знакомый и предсказуемый пирожок результат. Сегодня уже даже ВОЗ убрала из своих рекомендаций количественные рамки (да, они были, хоть и очччень широкие и не попасть в них еще нужно было постараться). В документах минздравов стран СНГ еще остались их отголоски, но мировая педиатрическая практика сошлась на том, что нет не только каких-то универсальных цифр для всей популяции детей в мире, но нет даже рамок «минимум-максимум» для одного конкретного ребенка в один конкретный момент времени.

Предположим, я напишу вам цифры. Что будет дальше? 9 из 10 спросят, откуда эти цифры, 7 из них попросят дать ссылку на первоисточник и будут удовлетворены только в том случае, если он будет вести на публикации авторства ВОЗ, FDA, UpToDate, PubMed, NCBI или каких-то других заморских именитых инстанций. В крайнем случае – на слова какого-нибудь зарекомендовавшего себя диетолога, желательно еще и педиатра. Если нет – будет много споров, попыток натянуть сову на глобус доказать недоказуемое и много неприятных слов о моей некомпетентности. Но вот беда, ни одна из авторитетных ассоциаций, которая была бы готова отвечать за свои слова не только словом, но и цифрой, до сих пор не решается ничего писать о конкретном количестве конкретных продуктов, который должен съедать конкретный малыш в конкретном возрасте 😟. Заговор, не иначе.

Допустим, я буду отталкиваться не от чужих публикаций, а от расчета потребности ребенка в тех или иных нутриентах, белках, жирах, углеводах, энергии на худой конец, и выложу вам, сколько чего нужно съесть, чтобы не подавиться всего хватало. Была попытка такого подхода. Но к сожалению, рекомендации, подходящие для 98% детей, будут выглядеть примерно так: «такой-то продукт можете съедать в количестве от одной чайной ложки до литровой миски без горки». Устроит? Вряд ли. Каждый ведь все равно подстраивает рекомендацию под свою родную кровинушку. Написано, «ешьте печенку – 100 гр», а наш печенку не ест. Ну не любит человек, заставлять что ли? Чем можно заменить? А творога? Ну куда нам 100 гр творога? Мы столько не съедим, только две чайные ложки. Поэтому целесообразность такого подхода себя не оправдала. Сдается мне, ВОЗ тоже убрала свои количественные рекомендации потому как никто их не соблюдает. Оно и логично: как состав молока матери изменяется и подбирается сам собой под потребности малыша здесь и сейчас, без нашего с вами участия, а тем более без участия ВОЗ, так и количество съедаемой ребенком пищи определяется его организмом где-то там, на бессознательном уровне метаболизма, а все рекомендации запихать невпихуемое «сколько должен» будут не иначе как вредительством.

Поэтому предлагаю остановиться на признаках успешного прикорма. Берите ручку, блокнот, ставим +, где узнаем себя. Ставим -, на что нужно обратить внимание, скорректировать свое отношение или хотя бы просто больше почитать на тему. Поехали.

Условимся, что прикорм – это процесс знакомства малыша с твердой пищей с 6(4) до 12 месяцев. После года – это уже не прикорм, а детское питание, даже при условии сохранения ГВ. Ниже речь идет о прикорме, хотя некоторые пункты вполне могут быть отнесены и к питанию.

1. Ребенок физически готов к прикорму. Он сидит (хотя бы с поддержкой), держит голову, открывает рот навтречу ложке, перемещает пищу из стороны в сторону во рту, умеет выпячивать нижнюю губу. Прикорм происходит в позе сидя.

2. Ребенок объективно здоров. Он активен, бодр, румян, развивается по возрасту. Прикорм не вызывает высыпаний на коже. Характер стула может немного измениться, но остается в пределах нормы (от 3 раз в день до 1 раза в 3 дня – норма. Если не вызывает очевидного дискомфорта).

3. ГВ (или смесь) составляют основу рациона, их потребление не снижается, прикорм вводится как дополнение и ознакомление с миром немолочных продуктов. Энергетическую функцию прикорм только начинает выполнять с 9 месяцев. Твердую пищу ребенок кушает между кормлениями или хотя бы перед грудью.

4. Ребенок ест по потребности: количество съеденного определяется механизмом голод-насыщение. Ребенка не кормят насильно. Не заставляют доедать все. Во время еды исключены мультфильмы, книжки, игрушки, планшет и т.д. Процесс принятия пищи – это только процесс принятия пищи. Он съедает ровно столько, чтобы насытиться. Пропуск одной трапезы по решению ребенка не воспринимается родными как трагедия вселенского масштаба.

5. Ребенок ест потому что хочет есть, а не потому что за съеденный обед ему пообещали конфетку или сходить в зоопарк.

6. Ребенок к любой еде относится как к еде, это касается даже «вкусняшек». Никакой продукт не воспринимается как награда. Никакой продукт (или его отсутствие) не воспринимается как наказание.

7. Что есть – решает мама. Сколько есть – решает ребенок. Малыш не питается одними булочками и батончиками, потому что «ничего другого он не ест».

8. Процесс трапезы не вызывает негативных чувств ни у ребенка, ни у мамы. Конечно, мама не радуется очередной ложке брокколи, размазанной по животу. Но вместо того, чтобы отругать за это малыша и впредь ограничить его свободу «познания еды», взяв ложку в свои руки, креативит. Например, перемещается с трапезой в ванную комнату 🛁 .

9. Ребенок в буквальном смысле контактирует с едой: запускает в нее руки, ковыряется ложкой, размазывает по себе, пытается облизать, засунуть в рот и т.д. Это неизбежный этап формирования здоровых отношений вашего маленького человечка с пищей. Мама поощряет, вместо того, чтобы «приучать к чистоте с пеленок», понимая, что сейчас не тот возраст, когда чистота важнее познания окружающего мира. Мама не ругается, а часто повторяет, как мантру, мудрейшую философию свинки Пеппы: «Это всего лишь грязь!»

10. Маму не заботит тема прибавок, по крайней мере, пока не наблюдаются признаки ожирения.

11. Ни один продукт (или группа) не преобладают в рационе. Он постоянно расширяется, ребенок знакомится с одним-двумя новыми продуктами каждую неделю.

12. Ребенок с радостью изучает новые вкусы, приветствует пищевое разнообразие. Конечно, он может не любить и отказываться от каких-то конкретных продуктов, но их не должно быть большинство. В случае отказа мама «забывает» про продукт на пару недель, затем предлагает опять. Количество таких контактов с «непринятым» продуктом может достигать 8-12.

13. Понемногу, но часто. Оптимальная частота прикорма – это 2-3 приема в 6-8 мес., и 3-4 приема после 9 мес. Ближе к году к ним добавляются 1-2 перекуса.

14. Понемногу, но разнообразно. От 6 месяцев до 2 лет собирается «база данных съедобного». Поэтому высока вероятность обнаружить, что в 20 лет человек любит и не любит те же самые продукты, которые любил или не любил в 2 года. Непопробованный продукт подсознательно может остаться за пределами «базы съедобного» на всю жизнь. А может вызывать и физический дискомфорт в виде непереносимости или аллергии.

15. Ребенок ежедневно получает продукты из всех 6 основных групп (белок, крахмалистые углеводы, овощи, фрукты, молочное, жиры). Разумеется, когда продукты из соответствующих категорий уже введены в рацион. Никакие ограничивающие диеты неприемлемы для здоровых детей первого года жизни, атопический дерматит (диатез) не является проявлением пищевой непереносимости.

16. Прикорм состоит из здоровой и полноценной пищи. Соблюдаются разумные ограничения: не потребляется добавленный сахар, соль (и богатые натрием продукты, напр., консервы, соленья), пищевые добавки, мед, молоко. Полуфабрикаты и продукты глубокой переработки отсутствуют по максимуму. Продукты проходят должную термическую обработку. В рационе нет жареного, острого, обилия жиров (это касается даже оливкового масла! Лучше дать меньше, чем больше).

17. Ребенок ест продукты, традиционно употребляемые в его семье. Не кабачок, потому как гипоаллергенно, когда маму и папу выворачивает от одного вида кабачка.

18. Значительное внимание уделяется восполнению потребности в железе за счет прикорма. Как натуральным, так и обогащенным. И речь не о яблоках и гранатах. Если ребенок не употребляет мясо, то его рацион искусственно обогащается необходим количеством дополнительного железа. Молоко не является источником железа.

19. Ребенок кушает за общим столом, в трапезе участвует вся семья (или хотя бы мама). Ребенок видит, как кушают другие члены семьи. Его не кормят отдельно, в отдельном месте в отдельное время. Ребенок проявляет интерес к еде в тарелке маме и ему позволено залезать в мамину еду.

20. Ребенок пьет воду. По крайней мере, с момента введения прикорма. Учится пить из стакана.

21. Консистенция пищи постепенно, но планомерно усложняется. Ребенок не ест только пюре на протяжении нескольких месяцев. Мама тестирует угасание выталкивающего рефлекса и приучает малыша к жевательным движениям. Осторожно: крупные твердые куски, а также мягкие круглые ягоды (виноград) могут представлять серьезную опасность!

22. Ребенок интересуется столовыми приборами (знакомство с ложной следует начинать еще до знакомства с прикормом), берет ее руками. Ест с ложки (не из бутылки).








Присоединяйтесь:
Мой канал в Телеграмм (у кого не работает, скачайте и установите самую свежую версию программы) https://t.me/mamassapiens
В инстаграмме: @mamas_sapiens

Группа Вконтакте 
Mamas Sapiens на YouTube

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.